Холст, масло. 152 x 100 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Картина была написана в Барселоне весной 1902 года. Это одно из самых монументальных по своему характеру произведений «голубого» периода. Фигуры трактованы в монументальном и экспрессивном стиле испанских фресок романского времени, оказавших влияние на весь стиль «голубого» периода. Композиция повторяет традиционное изображение встречи Марии и Елизаветы. У Пикассо встречаются, однако, не евангельские персонажи, а уличная женщина и монахиня; их прототипами послужили пациентки и сестры парижского госпиталя Сен-Лазар, которых Пикассо часто рисовал в этот период.
Реальные персонажи превращаются в картине художника в символы человеческого сострадания, единения и братства. Здесь проявился глубокий гуманизм Пикассо, а также характерное для всего его искусства претворение прозы жизни, неприкрашенной действительности в образы, исполненные высокого, подлинно сакрального звучания, передающие сами основы человеческого бытия.
