Холст, масло. 280 х 336 см
Музей Прадо, Мадрид, Испания
Этот грандиозный групповой портрет королевской семьи Гойя написал уже в качестве Первого придворного художника. Парадные одеяния тут лишь подчеркивают пустоту облаченных в них титулованных лиц, что дало повод трактовать эту картину как сатиру. Но маловероятно, чтобы Гойя мог настолько рисковать своим положением.
В своей работе художник, несомненно, следовал великому Веласкесу. Это выразилось в том, что он включил в композицию и собственный автопортрет. В центре композиции находится королева Мария-Луиза с дочерью и младшим сыном. Король стоит справа от нее, слегка выдвинувшись вперед. Остальные члены семьи разделены на две группы. Несмотря на присущую любому парадному портрету строгость, здесь можно обнаружить и "оживляющие" детали. Так например, стоящая справа инфанта Мария-Луиза-Жозефина нежно прижимает к себе грудного младенца - своего сына.
Франсиско Гойя «Семья короля Карла IV» (1800).
Холст, масло. 280 х 336 см.
Музей Прадо, Мадрид, Испания.
