Частная коллекция
Александр Николаевич Бенуа большой знаток и пропагандист искусства, критик, театральный деятель, не имел художественного образования, но он очень одаренный творчески человек и его акварели и гуаши всегда привлекают внимание своими темами и настроением.
"Набережная Рей в Базеле в дождь" одна из таких работ. Еще в 1896 году Александр Бенуа путешествовал по Швейцарии, и он был очарован осенними видами Базеля, этого старинного городка, расположенного на границе трех стран: Германии, Франции и Швейцарии. В городе много исторических зданий и памятников старины, а Базельская набережная и колоритные пейзажи завораживают художника.
В 1902 году, во время проживания в Париже, он рисует набережную по памяти, передавая свои воспоминания и образы.
На дальнем берегу реки Рейн тесно громоздятся дома, новые и старые, а в центре – прекрасно сохранившаяся средневековая постройка – Базельский собор.
Так бы и радовал вид старинного, безмятежного швейцарского городка, если бы его не нарушила стихия природы. Осенние тучи нависли бы в небе, но сильный ветер не дает им стоять на месте и они мчатся вдаль. Водная гладь морщится и кипит под хлещущим дождем. От ветра бьются и гнутся ветки деревьев, срываются и уносятся в неизвестность последние листья. На переднем плане по блестящему от луж тротуару две объединившиеся стихии – ветер и вода – гонят одиноких запоздавших прохожих. И, навряд ли, зонты им помогут, от энергичных потоков дождя нет спасения.
На фоне домов и холодной реки так бесприютно смотрятся эти люди, согнувшиеся и торопящиеся укрыться от непогоды. Основные тона поздней осени – серые, коричневые - придают картине дополнительную нотку грусти и печали.
Бенуа выполняет эту работу в характерной для начала 20-го века манере, в стиле постимпрессионизма. Автор делает упор на большую выразительность и наглядность для зрителя. И, пожалуй, он достиг своей цели.
#Бенуа #пейзаж
