Трудно представить, что какой-нибудь художник осмелится взять на себя сложную задачу переосмыслить знаковые автопортреты и картины Винсента Ван Гога. Но выставка, которая открылась 20 октября прошлого года, в Амстердаме, демонстрирует, как это сделал Цзэн Фаньчжи — один из самых известных современных китайских живописцев. Экспозиция «Цзэн Фаньчжи / Ван Гог» — это серия поразительных картин, которые привносят свежую энергию и резонанс в произведения голландского постимпрессиониста.
«Многие работы Винсента Ван Гога стали настолько культовыми, что вызывают ощущение, будто мы знаем их, и мы не стремимся смотреть на них снова», — говорит Аксель Рюгер, директор Музея Ван Гога.
«[Цзэн] - это художник, который на самом деле решился вступить в эту конфронтацию, снова взглянуть на работы Винсента и… сделать с ними что-то своё. Это для нас, конечно, очень интересно и действительно вдохновляет», — добавил руководитель.
Широко известно, что Ван Гог черпал вдохновение в японском искусстве своего времени (он даже использовал термин «японизация» в своих письмах). Теперь, спустя более ста лет, Цзэн отдаёт ему долг, став первым живущим азиатским художником, чьи произведения выставлены рядом с работами культового голландца.
«Мы с Ван Гогом во многом отличаемся друг от друга. Между нами прошло сто лет», — сказал Цзэн в интервью AFP. Он добавил, что давно вдохновлялся неоднозначным голландским художником, который покончил жизнь самоубийством в 1890 году в возрасте 37 лет после недолгой, но плодотворной карьеры.
«Я современный художник, а Ван Гог — постимпрессионист, поэтому у нас совершенно разные исходные данные, мы выражаем и другие вещи, и другие чувства», — подчёркивает Цзэн Фаньчжи. Но, признавая «свой характер у каждого», он акцентировал внимание на сходстве духовных начал, имея в виду собственное «внутреннее волнение» с которым несколько лет создавал большие картины.
